Статья: «Спонсорство как инструмент маркетинга»

Когда я начала писать эту статью, я хотела рассказать о том, что иногда бывает оказывать информационную поддержку различным мероприятиям, но среди современных бизнесменов очень мало тех, кто является собственником корпоративного или иного издания, способного оказать такую поддержку. Де-факто, обладать своим СМИ и не нужно – достаточно иметь хороший посещаемый сайт и часто обновляемую ленту новостей, но и этой «роскошью» сегодня может похвастаться далеко не каждый предприниматель. В очередной раз рассказывать о том, зачем и почему вашему сайту нужна обновляемая новостная лента нет смысла, ведь наряду с информационной у организаторов бизнес мероприятий котируются и другие виды поддержки: вы можете оказать им финансовую помощь, организовать фуршет (если работаете в сфере питания), подарки для гостей и многое другое. Но какую выгоду от этой «благотворительности» может получить компания? Рассмотрим ниже.

Алена Нариньяни,

генеральный директор ООО «Агентство независимой журналистики»

Итак, что же такое спонсорство? Рассматривать это понятие можно в самых широких смыслах, но мы сконцентрируемся на том, чем является спонсорство для компаний, принявших решение поддержать то или иное мероприятие и зачем вообще это им может быть нужно.

Начнем с того, что спонсорство – это не благотворительность, это бизнес который выгоден двум сторонам: как спонсору, так и тому, кто получает поддержку. Сегодня спонсорство становится все более популярным – компании, оказавшие поддержку проведению Олимпийских игр в Сочи знают все, но мы, конечно, мыслим менее масштабно. Но тем не менее, спонсорство – это способ привлечь к себе внимание и рассказать потенциальным клиентам о вашей компании. Сегодня рассматривать спонсорство можно как часть стратегии маркетинга, и как неотъемлемую технологию связей с общественностью. Почему? Хотя бы потому, что в качестве инструмента маркетинга спонсорство привлекательно тем, что решает ряд очень серьезных задач: способствует продвижению торговой марки, стимулирует увеличение продаж, позволяет установить более тесные контакты с потенциальными клиентами. Кроме того, спонсорство помогает сформировать в сознании потенциальных клиентов лояльное отношение к компании: оказывая поддержку мероприятию, вы предстаете перед собственной целевой аудиторией как соавтор значимого для нее события.

Привлечение спонсорства для расширения или продолжения классической рекламной кампании – не единственное достоинство спонсорства. Его дополнительная и немаловажная выгода – это увеличение числа информационных поводов, связанных с компанией или ее продуктом. А это значит, у вас появляется лишняя возможность привлечь внимание СМИ к своей деятельности, рассказать журналистам о своих продуктах и о том, почему вы решили поддержать то или иное мероприятие. Подумайте сами: вы можете презентовать компанию как спонсора, можете подробнее рассказать о программе, регулярно освещать события, проходящие в рамках подготовки к мероприятию, саму конференцию, выставку или круглый стол, подведение итогов мероприятия, организовывать специальные пресс-мероприятия и использовать еще целый ряд различных возможностей!

Преимущество спонсорства заключается в том, что оно создает в общественном сознании связь между компанией-спонсором и определенной группой потребителей. Современное спонсорство все чаще рассматривается не просто как новый вид рекламы, в том числе, например, рекламы на телевидении, но и как составная часть PR, одна из его стратегий, основная задача которой создание событийной коммуникации. Естественно, все это делается для того, чтобы привлечь новых клиентов, увеличить продажи и выручку компании – это и будет ваша выгода!

Кому оказывать поддержку?

Если вы точно решили, что хотите попробовать этот рекламный ход, не торопитесь. Эффективность использования спонсорства и, как следствие, выгода для вас напрямую зависят от того, какое мероприятие вы выберете для поддержки и какой будет себестоимость ваших услуг или же прямые затраты, которые понесет компания.

Начать стоит с выбора мероприятия. Здесь все очень просто: его тематика должна быть созвучна той сфере, в которой работает ваша компания. То есть, если вы производите стулья, то выставка мебели вполне подойдет вам, а вот детский праздник – вряд ли. Впрочем, если вы – производитель детской мебели, все обстоит совершенно иначе.

Чтобы не ошибиться с выбором, всегда анализируйте потенциальную аудиторию выбранного вами мероприятия. Кто придет на него? Будут ли эти люди являться вашей целевой аудиторией? Сможете ли вы заинтересовать их производимой продукцией? Отвечая на эти вопросы, вы сможете понять, насколько выгодным для вас будет сотрудничество с тем или иным мероприятием.

Для компаний В2В сектора выгодным будет поддержка деловых конференций, а еще лучше – выставок. В этом случае вы можете попросить организаторов предоставить вам стенд и не представить свою компанию самостоятельно, ведь никто кроме вас не сделает это лучше.

Сколько давать?

Вопрос об объемах поддержки также должен обсуждаться в каждом конкретном случае. Все зависит от того, насколько перспективным является ваше сотрудничество с тем или иным мероприятием. Что вы можете от него получить и что готовы предоставить?

Не торопитесь предлагать компаниям деньги, подумайте, что производит ваша компания, возможно бартерное сотрудничество станет для вас более выгодным. Полиграфический комбинат, например, может напечатать буклеты или каталоги, видео-компания – снять и смонтировать ролик для мероприятия, фирма, продающая кофе – обеспечить кофейную паузу. Всегда преследуйте свою выгоду и стремитесь максимально сократить расходы.

Естественно, принимая решение о сотрудничестве с тем или иным мероприятием, всегда ориентируйтесь и на то, какие услуги вам предоставит его организатор.

Что взамен?

Компания организатор заинтересована в вас не меньше, а скорее даже больше, чем вы в ней. Поэтому не стесняйтесь просить именно то, что вам нужно и не торопитесь соглашаться на невыгодные условия. Что могу предложить организаторы для того, чтобы заинтересовать вас?

  • Особый статус, который будет отмечен во всех пресс-материалах.

Особый статус – это престижно. Таких статусов может быть несколько и каждый из них интересен и привлекателен. Рассмотрим на примере:

Генеральный спонсор проекта. Генеральным спонсором конкретного проекта может быть только одна компания. Генеральное спонсорство сочетает в себе престиж и широчайший диапазон возможностей. Как правило такому спонсору предоставляют максимально широкий пакет.

Информационный спонсор проекта. Вопреки широкому мнению, такой статус подходит не только для СМИ и журналистских порталов. Его выгода состоит в том, что в информационный спонсор практически избавлен от затрат: он предоставляет партнеру рекламу и информационную поддержку на своем сайте.

Официальный цветочный магазин, полиграфический комбинат, ресторан проекта. Не менее престижный статус, который сразу указывает на то, чем занимается ваша компания.

Организаторы могут придумать специальный статус практически для любого, кто оказывает им поддержку. Вы можете назваться кем угодно, главное – согласовать этот статус с руководством мероприятия.

Впрочем, специальный статус это далеко не все. Что должен предоставить вам организатор. Стандартный спонсорский пакет включает:

  • Размещение логотипа спонсора с указанием статуса на рекламной продукции мероприятия;
  • Размещение логотипа спонсора с указанием статуса со ссылкой на официальную страницу спонсора и кратким описанием компании на сайте мероприятия;
  • Размещение логотипа спонсора на всех билетах мероприятия (если таковые имеются);
  • Размещение логотипа спонсора на рекламных брошюрах и каталогах проекта. В отдельных случаях предоставление спонсору возможности размещения собственной рекламы в каталоге мероприятия;
  • Размещение логотипа спонсора на наружной рекламе (билбордах, сити-лайтах, афишах);
  • Размещение логотипа спонсора в рекламном видеоролике проекта;
  • Размещение логотипа спонсора на всех рекламных материалах в деловой и специализированной прессе в рамках рекламной кампании по привлечению участников;
  • Размещение баннер-стойки в зале, размещение ролл-апа;
  • Возможность предоставить брендированные пакеты спонсора участникам проекта, включающие информацию о спонсоре и брендированную продукцию;
  • Размещение информации о спонсоре в e-mail рассылках по потенциальным участникам мероприятия;
  • Упоминание спонсора во всех пресс-материалах (пресс и пост релизы, презентации для прессы и т.д.);
  • Предоставление спонсору пригласительных билетов для участников компании спонсора, аккредитация нескольких представителей компании на мероприятие;
  • Рекламное место в холле проекта для прямой презентации товара\услуги спонсора участникам события (возможность поставить информационную стойку, разместить плакаты, сувенирную продукцию);
  • Вложение рекламных материалов спонсора в информационные пакеты для участников проекта (брошюр, листовок, визиток, сертификатов, дисконтов);
  • Распространение рекламных материалов спонсора на стойке Оргкомитета;
  • Возможность проведения конкурсов, акций с подарками спонсора во время проведения мероприятия;
  • Распространение сувенирной продукции спонсора среди участников;
  • В случае проведения пресс-конференции, брендирование рекламными материалами спонсора зала во время проведения пресс-конференции;
  • Представление спонсора с благодарностью аудитории участников проекта перед началом мероприятия;
  • Приветственная речь спонсора во время официальной церемонии, возможность вручить собственные призы и подарки участникам.

Как видите, спонсорство дарит действительно разносторонние возможности для презентации и продвижения собственной компании на рынке. Если рассматривать его как инструмент рекламы и маркетинга, то стоит отметить, что главное преимущество такого рода рекламы состоит в том, что она всегда направлена именно на вашу потенциальную аудиторию (при условии грамотного выбора мероприятия для поддержки). Участвуя в подобных инициативах вы всегда получаете выгоду хотя бы в том, что знакомитесь с новыми интересными людьми, принимающими участие в мероприятиях, получаете возможность развития деловых контактов и налаживания новых партнерских связей, который в последствии могут перерасти в интересные совместные проекты.

Чтобы не быть голословной, приведу один пример. Мы – Агентство Независимой Журналистики – регулярно оказывает всестороннюю поддержку продвижению мероприятий, направленных на развитие сферы рекламы, PR и журналистики, а также способствующих установлению партнерских отношений между представителями бизнеса. Мы заинтересованы в том, чтобы донести информацию о наших партнерах до максимального числа людей, действительно заинтересованных в ее получении, хотя бы потому, что выступая информационным партнером мы получаем возможность упоминать себя же во всех распространяемых нами материалах и таким образом продвигаем не только организатора мероприятия, но и свою компанию.

Выбирая конкурсы, выставки и конференции для сотрудничества мы всегда обращаем внимание на список участников и спикеров. Нам преимущественно интересным мероприятия рекламного рынка, а также В2В встречи, собирающие руководителей и топ менеджеров компаний. Всего за год работы мы стали информационным партнером более 30 различных выставок, конкурсов и конференций, проходивших как в Москве, так и в регионах, получив дипломы информационного спонсора и благодарности от организаторов.

Среди мероприятий, поддержку которым оказывало агентство, такие события, как: Выставки «Реклама 2015,2016,2017» (ЦВК «Экспоцентр»), Выставка SNCE (Крокус-Экспо), Выставка «Полиграфия Сибири» (г. Новосибирск), Выставка «Печатный двор Якутии» (г. Якутск), Конференция «Русская неделя маркетинга» (г. Москва), Конференция «PR в интернете» (г. Москва, г. Санкт-Петербург), Форум «Большая Бизнес Елка» (г. Москва), Национальный конкурс корпоративных СМИ «Серебряные нити», Ежегодный концерт «Признание в любви», организованный Благотворительным фондом «Артист», конкурс Московского правительства «Предприниматель года», форум face-to-Face и другие мероприятия.

Что мы предлагаем нашим потенциальным клиентам? Благодаря тому, что наша компания развивает свой ресурс и сотрудничает с рядом известных СМИ и попадаем в весьма странную категорию и не обычных спонсоров и не информационных.

Наши услуги для большинства проектов это:

  • Размещение информации о проекте на нашем сайте;
  • Размещение информации о проекте в сети интернет на партнерских площадках (более 20 площадок);
  • Рассылка информации о мероприятии по базе СМИ (более 120 изданий различного уровня);
  • Рассылка информации о мероприятии по нашей базе данных;
  • Подключение к работе партнерских СМИ (размещение новостей, пресс-релизов, баннеров);
  • Подготовка итогового текста о мероприятии и размещение его в сети и на нашем сайте.

Как видите, даже не являясь СМИ любая компания может оказать потенциальным клиентам ряд услуг из этого списка.

За время сотрудничества с различными мероприятиями мы серьезно расширили свою базу клиентов, приобретя несколько десятков клиентов, ставших нашими постоянными заказчиками.

Партнерство с мероприятиями действительно выгодно для нас думаю, при грамотном использовании, оно станет также выгодно и для любой другой компании, независимо от того, в какой области она работает.