Market Research Vs Big Data. Предупрежден — значит вооружен

 21 октября. Раннее утро. Все представители отрасли Market Research торопятся в Москву, где с минуту на минуту начнется Конгресс профессионалов маркетинговой и исследовательской индустрии «New Research Vision».

Никто из участников не знает чего ожидать: традиционно проводимый съезд региональных исследовательских компаний как река вышел из своих берегов, и начал стихийно поглощать все, что так или иначе связано с маркетинговыми исследованиями.

Роскошные интерьеры отеля Милан встречают гостей: представителей отрасли маркетинговых исследований от Москвы до Владивостока, Белоруссии, Казахстана; представителей клиентской стороны – банк Открытие, Unilever, Heineken и др, а также компании, связанные с Big Data- Google, Mail.ru Group, MTC, Билайн и пр.

Ведущий приглашает всех участников пройти в зал «Россини». Очень не случайно оказывается название зала. Как Россини стоял в центре итальянской оперной жизни, так и Конгресс NRV призван решить будущее отрасли маркетинговых исследований.

Открывает Конгресс Евгения Климанова, генеральный директор МА «Делфи», продюсер проекта, и представляет панельную дискуссию «ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИНДУСТРИИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА БЛИЖАЙШИЕ 5-10 ЛЕТ». Стоит отметить, что тема будущего отрасли маркетинговых исследований является ключевой: что будет с рынком, какие технологии необходимо осваивать и останется ли Market Research в своем традиционном понимании с опросами, анкетами и прочим или «канет в лету».

От спикера к спикеру, переходит тема трансформации рынка, его «мобилизации» и структурных изменений. Виртуальный мир становится  интереснее реального – это видно и по участникам Конгресса — каждый второй, уткнувшись в свой гаджет, сетуя на низкую скорость Интернет в отеле, пытается переправиться в параллельный мир.

Очень интересными получились клиентские сессии, посвященные взаимоотношениям клиентов и поставщиков маркетинговой информации. Итог обсуждения очень четко очертила генеральный директор MarketSense, Елена Мосичева: «Исследователи — самоотверженные герои невидимого фронта. Мы ставим везде зеркала, чтобы в них отражался мир, а клиенты часто видят там самих себя. Мы делаем открытия, которым бы позавидовала академическая наука, но не можем публиковать». Это было прозрение, для обеих сторон: были затронуты основные проблемы, уязвимые места и такой диалог позволил сторонам лучше понять друг друга.

Как и ожидалось, одной из самых горячих дискуссий становится секция, посвященная BIG DATA и использование инновационных методов в исследованиях. Одним из самых важных итогов первого дня стало понимание того, что исследования становятся доступнее, быстрее, проще и, самое главное, дешевле. Уже сейчас зачастую для того, чтобы найти инсайт достаточно грамотного анализа контента социальных сетей и форумов – все инструменты для этого есть, они совершенствуются и упрощаются, поэтому маркетинговые исследования перестают быть прерогативой  крупных компаний с большим маркетинговым бюджетом.

Во второй день, форсайт-сессия, модерируемая Тимофеем Нестиком и Андреем Пуртовым позволила приоткрыть дверь в будущее маркетинговых исследований. В сессии приняли участие более 50 экспертов лидеров-отрасли. Работая в группах, участники выделили ключевые тренды и определили их последствия для стейкхолдеров отрасли. Наиболее значимые тренды и их последствия были сведены в общую карту времени. Среди политических трендов —  рост геополитической напряженности и развитие ЕАЭС, усиление государственного регулирования экономики в России. Среди экономических — рост значимости альянсов, аутсорсинг маркетинга. Среди социальных — это расширение границ активной жизни и задержка взросления, растущая мобильность населения, парадоксальное сочетание индивидуализации и сужения социальных контактов при росте значимости групповых интересов и групповой идентификации в сетевых сообществах. Среди технологических это рост влияния технологий 6-го технологического уклада (3D-printing, расширенная и виртуальная реальность, нейротехнологии), экспоненциальный рост количества данных, в том числе в формате open data. Ключевым выводом форсайт-сессии стало признание необходимости стратегических альянсов, развития проактивности, компетенций в области консалтинга по стратегическому маркетингу.

В 3 день Конгресса участники спустились с «небес на землю» и говорили о текущих проблемах отрасли и методах их преодоления. Итогом 3 дня стала переговорная сессия, где представители компаний на одной площадке могли обсудить вопросы взаимодействия, познакомиться и договориться о новых проектах.

3 продуктивных дня, более 70 спикеров, единый стиль и логическая последовательность выступлений, огромное количество идей,  море положительных эмоций – все это было на Конгрессе «New Research Vision».

Маргарита Работягова, так резюмирует эти 3 дня: «Конференция стала отличной возможностью посмотреть на рынок маркетинговых исследований изнутри. Самое ценное — узнать о будущем этой отрасли не только из первых уст, но и одними из первых в принципе. Так для меня стало успокоением, что это не я отстала от инноваций в плане понимания как использовать BigData, а отрасль в целом только вступила на порог новой эры и осматривается в новом для себя пространстве. В авангарде безусловно мобильные операторы, поэтому нам всем нужно быть начеку и внимательно следить за эволюцией больших данных и методов их использования. Тут будут побеждать те, кто первыми научатся с этим жить».

Конгресс «New research Vision» оставил после себя приятное послевкусие с непреодолимым желанием встретиться снова.